Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Гастроли звездной антрепризы, или 'Не отрекаются любя...'
 
Всего один день гастролировала в Красноярске маленькая антреприза из четырех актеров. Татьяна Догилева, Екатерина Васильева, Борис Щербаков и Роман Мадянов. Играли в Театре оперы и балета лирическую комедию Михаила Полищука 'Не отрекаются любя...' Зал, естественно, был переполнен, поскольку одни имена актеров чего стоят!

Было ужасно интересно увидеть этих зубров отечественного кинематографа, привыкших к съемкам со множеством дублей, на голой и от этого очень честной театральной сцене. И хотя многие киноактеры в своих интервью признаются, что главная их любовь - это театр, но ведь любовь не всегда бывает взаимной, и то, что смотрится на экране, не всегда получается на обыкновенных дощатых подмостках... В общем, хотелось убедиться воочию.

Я так соскучилась по театру за время вынужденного 'мертвого' сезона', (что-то этим летом не очень нас балуют гастролеры), что, не сумев купить моментально распроданные билеты, воспользовалась давними связями и прошмыгнула в Театр оперы и балета через служебный вход.

Знаете, как это впечатляет, когда проходишь в зрительный зал через кулисы, где актеры готовятся к выходу на сцену! В их сосредоточенных лицах и отрешенных взглядах есть что-то от жрецов - всего один шаг из темноты под свет рампы, и они уже в четвертом измерении сцены, куда вход простым смертным воспрещен! Каждый по-своему переживает этот переход - кто нервным шепотом читает 'Отче наш', кто мрачно смотрит в одну точку, входя в образ и в сотый раз повторяя текст, а кто-то пытается балагурить, хотя выглядит это искусственно - черты лица все равно выдают волнение. Другими словами, этот спектакль об актерах начался для меня гораздо раньше, чем прозвучал третий звонок.

Действие пьесы Михаила Полищука разворачивается как бы исподволь. Какой-то человек убирает сцену, какие-то люди озабоченно перебегают из кулисы в кулису... Этот прием обычно называют 'спектакль в спектакле'. То есть спектакль, в котором история главных героев разворачивается на фоне постановки другого спектакля. Пожалуй, первым использовал эту ситуацию... Шекспир в 'Гамлете'. Постановкой пьесы заняты и актеры в пиранделловском '6 персонажей в поисках автора', булкаговском 'Мольере', список можно продолжить. Это всегда очень выигрышная тема, поскольку, во-первых, очень близка самим актерам, во-вторых, зрителю необычайно интересно заглянуть за кулисы, узнать секреты театральной кухни, ну, а в-третьих, это всегда интрига актерской души, когда грань между реальностью и сценой полностью стирается, и поди разбери - роль актер играет или свою жизнь. Правда, в данной конкретной пьесе многое драматург написал слишком уж грубо, что называется 'в лоб', но актерское исполнение сделало эти ляпы почти незаметными. Почти...

Они выходили на сцену под восторженные аплодисменты зала. Немного нервно начинали, немного 'на связках' привыкали они к красноярской публике, к непривычно большому для драматического спектакля залу с огромной оркестровой ямой посередине. Слава - это большая ответственность, она зачастую лишь добавляет волнения. Они завоевывали зрителей, хотя публика от одних имен уже была заведена. Потом успокоились, почувствовали зал и заиграли в полную силу.

 
  
 


Несмотря на сюжетную предсказуемость, пьеса держала внимание. И хотя это был не самый сногсшибательный спектакль в моей жизни, все-таки я не могла не оценить профессионализм наших звезд. Да, голос Екатерины Васильевой оказался совсем не сценичным - ее было почти не слышно, да и роль для ее таланта мне показалась мелковата (она играла этакую простушку-режиссершу), но зато - сколько обаяния и какое чувство меры, а ведь в комедии это особенно важно - не выжимать из публики смех, а рождать его. Очень впечатлила игра Бориса Щербакова, чей экранный типаж нисколько не пострадал от переноса на театральную сцену. По пьесе он и героиня Татьяны Догилевой - два актера, уже давно забытые публикой, пережившие в свое время бурный роман и сценический триумф, собираются вместе, чтобы использовать свой последний шанс вернуться на большую сцену. Процесс их репетиций - это путь от непримиримой ненависти до всепоглощающей любви или путь прощения. А еще это история двух изломанных актерских судеб, в которых ничему и никогда нельзя верить - ни фортуне, ни любви. И выходит, что можно верить только сцене, на которой как раз и обнажаются души, и без которой жизнь не стоит и ломаного гроша.

Самым комичным персонажем пьесы (несмотря на глубокий философский смысл и трагичность ситуации, это все-таки комедия) выписан директор-администратор Семен, которого великолепно сыграл Роман Мадянов. Это плотный, энергичный интриган, благодаря всевозможным ухищрениям которого как раз и встречаются главные персонажи, в свое время расставшиеся врагами. Роль сделана превосходно, и мне, если честно, захотелось увидеть этого актера в других театральных работах, потому что хорошие комики встречаются нечасто.

Что касается Татьяны Догилевой, то ее очаровательная вульгарность, впервые в полном блеске продемонстрированная в 'Блондинке за углом', полностью сохранилась. Я вовсе не претендую на истину в последней инстанции, но, по-моему, эту роль несчастной спившийся талантливой актрисы можно было сделать немного тоньше, не так нарочито. А может быть это просто 'не мой типаж'.

 
  
 


Надо сказать, что режиссером спектакля выступала тоже Татьяна Догилева, и с этим она справилась вполне успешно. Конечно, никаких режиссерских откровений тут не было, но и сама пьеса написана с упором именно на актерскую игру, а не на режиссуру. Все было очень достойно. По-моему репетиционный процесс, показанный в спектакле, именно так происходил и в жизни, то есть актеры сами искали свой образ, а режиссер лишь одобрял или немного корректировал мизансцены. Во всяком случае, для меня это был самый живой и интересный кусок в спектакле.

Вот я всегда так: 'Спектакль был хорош, но...' Может быть, я пишу так, чтобы заставить вас поспорить? Или просто задуматься о природе театра... Потому что в нем, как и в любом другом виде искусства, самое прекрасное - это впечатление, оставшееся в памяти, мысли, рожденные от увиденного, работа души, если хотите. И если вы выходите из зрительного зала и через час уже не можете вспомнить спектакль, или лень, или некогда, значит 'ангел не осенил вас своим крылом', и чуда не произошло. Вы просто приятно скоротали время. Но театр для меня - это нечто большее, чем просто развлекательное шоу. В нем, как в капле воды, сконцентрирована вся наша жизнь, все самое прекрасное и уродливое, что есть в нас. Смешно, но в этом я абсолютно искренна...

А самое сильное впечатление, которое осталось у меня от этого спектакля - это ощущение щемящей, но светлой грусти. Потому что актеры - это обреченные на сцену большие дети, такие уязвимые и такие счастливые, и для всего, что происходит в их жизни, есть одно мерило - зрительская любовь. Все-таки театр - это искусство и судьба бродяг. Они приезжают в новый город, и будь они хоть трижды звезды, но переживают и выкладываются на полную катушку, чтобы покорить новый зал, и каждый спектакль все сначала...

Кристина Штучкина
05 августа 2003
http://www.newslab.ru
 


Наша группа ВКонтакте
Rambler's Top100 Каталог сайтов Яндекс цитирования Находится в каталоге Апорт Женский портал, женских каталог, все для женщин! Gougle.Ru Рейтинг Free-Cat: Управление каталогом.

© 2006-2015 dogileva.sitecity.ru