Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
"Спец по пробам" Татьяна Догилева
 
Автор: Ольга Егорова
Журнал http://www.nashe-kino.ru


Путь Татьяны Догилевой в большое искусство не был таким стремительным и легким, как может показаться на первый взгляд. Бесконечные пробы заканчивались бесконечными отказами. Роли, конечно, были, но все больше эпизодические. Хотя и они не оставались незамеченными. Ведь талант, как и шило в мешке, не утаишь:


ПЕРВЫЙ ОПЫТ
Будучи школьницей, я занималась в школе юного актера при Центральном ТВ (на Шаболовке). В четырнадцать лет меня пригласили в телевизионный детский фильм "Отдать швартовы" про юных моряков. Одного мальчика из нашей студии взяли на главную роль, а меня - в так называемое актерское окружение. Роли как таковой не было, но зато это была моя первая киноэкспедиция. Мы отправились в город Рыбинск, точнее, на Рыбинское водохранилище. Полтора месяца мы там пробыли, и, кроме ужаса, этот первый киноопыт у меня ничего не вызвал. Я была потрясена. Как все девочки, думала, что "кино - волшебный сон, как сладок он", а тут проявились все неприглядные стороны кинопроцесса как то: недружная группа, неуважение к режиссеру, полная недисциплинированность.
В общем, мне не понравилось. Но я подумала, что именно эта группа такая плохая, именно тут нет искусства, только полный бред и безобразие, а на самом деле кино все равно нечто невероятно прекрасное.

ПОСТУПЛЕНИЕ
Руководительница нашей телевизионной студии не советовала мне поступать в театральный, сказав: "Ты, конечно, очень способная, но у тебя трудная внешность. Поэтому жизнь в искусстве у тебя будет нелегкая. Зачем тебе это?" Я даже не помню, обиделась ли я на это, так как к тому времени уже знала, что не красавица, и перестала комплексовать по этому поводу.
Поэтому, как только я услышала, что театральные вузы набирают абитуриентов, то, конечно, несмотря на все свои разумные доводы и отличную учебу в школе, отправилась туда поступать. Сразу во все: ВГИК, МХАТ, Щепкинское, Щукинское: Но меня везде срезали - на первом же туре. Но я все равно хотела "жить и умереть на сцене" и пошла попытать счастья в ГИТИС. Куда меня и приняли.

РОДИТЕЛИ
У родителей была одна идея фикс - высшее образование. Они сами простые рабочие, и им было все равно, в какой институт я пойду, главное, чтобы училась. Когда я поступила в театральный, они этим событием были несколько ошеломлены. Папа сказал: "И чего ты туда пошла? Ты такая умная, тебя бы везде взяли". А у мамы была, конечно, некая гордость. До нее тоже доходили слухи, что я некрасивая, а это был некий реванш перед знакомыми и соседями.

УЧЕБА
Так как ГИТИС в то время был местом непрестижным (по сравнению с Щепкинским, например), "блатных" у нас не было. Мы тоже все были "непрестижные" и напоминали беспородных щенков, которых пустили на собачью площадку и которые в упоении там носятся.
Я долго не могла поверить в свое счастье, боялась, что меня выгонят. И, честно говоря, сначала дела у меня пошли не очень хорошо. Я не понимала, чего все от меня хотят. Но это было на первом семестре. А вот на втором я попала в руки педагога Владимира Наумовича Левертова, который умел обращаться с такими безумными существами. Он отставил всю романтику в сторону и начал с элементарных упражнений. И вот только когда я занялась по настоящему профессией - не глупостями, не впечатлениями от профессии, а самой профессией, тогда уже все пошло нормально.
Мы учились и были абсолютно счастливы. Мы отдавались студенческой жизни на все сто процентов. У нас все было с упоением. И первые романы, и драмы, и победы, и неудачи. Конечно, мы больше играли, чем переживали на самом деле. Но все же: В общем, были совсем дурные от счастья.
На четвертом курсе меня пригласили на главную роль в телевизионный фильм. В сценарии было написано: "Шура Березкина, худенькая девочка с огромными синими глазами..." То есть абсолютно лирическая героиня. К ней я не имела ни малейшего отношения. Я ее, конечно, сыграла, но сыграла ужасно. Если можно сказать "непопадание" - вот это была я в этой роли.
Потом меня позвали в картину под названием "Безбилетная пассажирка" на роль юного штукатура Нинки Бабайцевой. Это был как раз тот период, когда государство велело пропагандировать учебу в ПТУ. В общем, на эту тему был написан сценарий. Качество его оставляло желать лучшего. Сюжет банален: девушка из детдома попадает в бригаду штукатуров, которая не сильно дружная. Туда же попадает и некий "плейбой", я его перевоспитываю, и вся бригада тоже "сдруживается": Исполнение было чудовищное. В группе царили разброд и шатание. Юрий Георгиевич Победоносцев, режиссер, был человеком пожилым, и все это безобразие он в кучу собрать не мог. Каждый дудел в свою дуду, и все как-то несколько презрительно относились к тому, что они делают. Я старалась как могла, но могла я, честно скажу, не очень. Результат моей работы в этом фильме был таков: когда я поступила в театр "Ленком" к Захарову и ему пришло в голову попробовать меня на роль Марты в картину "Тот самый Мюнхгаузен", он спросил меня: "А могу я посмотреть вас где-нибудь в кино?" - я с гордостью сказала: "Вот - "Безбилетная пассажирка", только что сделана". Он посмотрел эту картину и сказал только: "Как же мне вас жалко". Но пробы все равно сделал. Одни пробы, другие, третьи: После чего была утверждена Лена Коренева. Мне, конечно, было очень обидно.
После того как я сыграла в спектакле "Жестокие игры", меня стали часто приглашать на пробы. Я пробовалась, пробовалась, но меня не утверждали - не знали, что со мной делать, на какую роль меня запихнуть. Это была катастрофа, так как я понимала, что мне в кино не пробиться, а сниматься ужасно хотелось. Тем более что для успешной карьеры кино просто необходимо. Но: вдруг пошли вторые роли - не героиня, а подружка героини. Когда мне приносили сценарий, я, понимая, что первая роль мне не светит, искала вторую и говорила: "Если вы меня на главную не утвердите, я вам вот эту сыграю". И была права. Так все стало складываться удачнее. Райзман пришел на спектакль "Жестокие игры", посмотрел на меня и позвал в свой фильм "Частная жизнь". Казаков пригласил меня в "Покровские ворота", так как артистка, которая должна была сниматься, отказалась, а меня он знал еще по институту. Это, конечно, были роли заметные, но не главные.

ГЛАВНЫЕ РОЛИ
Первая главная роль - фильм "Нежданно-негаданно". Худсовет ни в какую не хотел меня утверждать, но режиссер Геннадий Мелконян путем интриг смог меня оставить. Он дождался отпуска моего главного недоброжелателя и стал меня снимать.
Потом сразу большая роль на "Молдовафильм" - "Вам телеграмма", а потом уже "Блондинка за углом" Бортко Владимира Владимировича.
С этой ролью получилась мистическая история. Мне о ней сам Бортко рассказал. Отбор актрис на роль главной героини был очень серьезный. Режиссер по всем театрам искал "безумно красивую, безумно талантливую артистку". А в это время у Владимира Владимировича папа (провинциальный режиссер) был очень-очень болен. И вот он звонит сыну и хриплым голосом говорит: "Я знаю, кто тебе нужен. Дюгилева". И Бортко начал искать Дюгилеву. А по телевизору как раз прошел телевизионный фильм-спектакль "Гренада". Там-то он меня и увидел.
Первые пробы были неудачные. Я к тому времени была спец по пробам и играла то, что хотела, а не то, о чем просил режиссер. Все равно ведь не утверждают: Но, надо отдать должное Владимиру Владимировичу, он настоял на вторых пробах. Я поехала, сыграла то, что он хотел. Руководство "Ленфильма" смотрело на все это с изумлением. Они меня как-то не представляли в роли главной героини. Это для них было полной неожиданностью. Для меня, честно говоря, -тоже. Мне, конечно, очень хотелось играть эту роль, но, поскольку там опять была написана безумная красавица, неземной ангел, то у меня были подозрения, что меня вряд ли утвердят на эту роль. Но: спасибо Бортко.
Это была адская съемка, потому что мы все время переснимали. Владимир Владимирович, конечно, безумно талантливый человек. Но насколько он талантливый, настолько же у него отвратительный характер. Это все знают. Иногда он бывал невыносим. Как человек очень амбициозный, он хотел снять шедевр. Но мешало идеологическое начальство, которому не нравилось, что в сценарии есть отрицательные с их точки зрения персонажи, поэтому заставляли все переснимать. И мы раза по три каждую сцену переделывали. Поэтому выпали из графика. Потом прошел слух, что фильм пойдет "третьим" экраном и что его никто не увидит. В общем, все были очень нервные, все друг другу надоели до смерти. Я позволяла себе огрызаться на Бортко и делать ему какие-то сногсшибательные заявления. В тот момент он меня называл змеей. Честно скажу, если бы не Миронов, не знаю, чем бы это все закончилось. Андрей был человеком мудрым и опытным, с легким отношением к жизни. И он часто разряжал эту атмосферу невыносимую :
Но кинематограф такая странная вещь - успех все искупает. Мне казалось, что я с Бортко больше никогда в жизни общаться не буду, такое он чудовище: Тем не менее сейчас я к нему испытываю очень нежные чувства и очень радуюсь его успехам. Его честолюбивые планы осуществились, он теперь классик отечественного кино, снял "культовые", как сейчас говорят, фильмы. Одно "Собачье сердце" чего стоит.

ПАРТНЕРЫ
С партнерами мне сразу как-то везло. В "Частной жизни" я снималась с Михаилом Александровичем Ульяновым, Ией Сергеевной Саввиной. Я много слышала о ее ужасном характере, но была так счастлива, что меня взяли сниматься, что ни на что не обращала внимания. (Я много слышала о ее ужасном характере, но была так счастлива, что меня взяли сниматься, что ни на что не обращала внимания) Когда меня выбрали в правление ВТО, я прибежала на площадку и говорю: "Представляете, меня выбрали в правление ВТО!" На что Ия Сергеевна сразу отреагировала в своем стиле: "Ну, правильно, я умная, Вертинская - красивая, а с тобой что делать? Поэтому тебя в правление и выбрали". Но я не обиделась, а, наоборот, была в полном восторге.
Я не столько снималась, сколько наблюдала. И наблюдала с счастьем, с упоением. Я в этом мире, в кругу этих небожителей... Меня совершенно потряс Михаил Александрович Ульянов. У него же был очень серьезный образ: председатель, герой. А он был абсолютно домашний. Райзману прямо в павильоне построили комнатку отдыха, и Михаил Александрович ходил там в тапочках, варил чай, кофе.
В фильме "Вакансия" вообще было созвездие: Екатерина Васильева, которая была моим кумиром, Олег Табаков, Ролан Быков. Я их не воспринимала как партнеров, я считала, что меня просто пустили посмотреть на небожителей. Я их искренне обожала.
Но самые лучшие отношения у меня сложились с Юрой Богатыревым после "Нежданно-негаданно". Он был милейшим, интеллигентнейшим человеком с большим чувством юмора. Мы подружились ужасно. Вплоть до того, что, когда он уезжал на гастроли, мы писали друг другу письма. А после съемок ходили все время в обнимочку, и даже прошел слух, что мы поженились: (После съемок мы ходили все время в обнимочку, и даже прошел слух, что мы поженились:) Он был очень хорошим человеком. Изумительный актер, может быть, слишком зацикленный на работе, жизнь вне работы ему была малоинтересна.
С талантливыми людьми вообще очень интересно общаться - это же другие планеты. Их необычное восприятие жизни, необычные поступки, действия - все это завораживает и очень привлекает. Чем больше времени проводишь с талантливым человеком, тем больше обогащаешься. Юра, конечно, дал мне много. Ну и, конечно, Андрей Александрович Миронов, работа с которым - невероятная радость. Человек, который любил жизнь и умел жить. Он безумно любил свою профессию, но и жизнь любил не меньше. Любил красивую одежду, красивых женщин, красивые рестораны, поэзию, музыку и отдавался каждому направлению со страстью. Нашему поколению таких мужчин не досталось, к сожалению.

КУМИРЫ
Я обожала всех хороших актрис. Может быть, даже подсознательно копировала их манеру поведения в жизни. От всех брала понемножку. В одной нравилось одно, в другой - другое. Но вообще идеалом для меня и моего поколения были Марина Неелова и Лена Коренева. Они первые внесли "открытый нерв" в актерскую игру. Чистое проявление отрицательных эмоций, существование на самом высоком градусе. Плач, истерика - нам это очень нравилось. Нравилось так, что при каждом удобном случае мы старались устроить какую-нибудь истерику в роли.

ПОЖЕЛАНИЕ
Начинающей актрисой быть трудно. Первые неудачи, первые оскорбления, первые предательства: Но ведь ничто не проходит бесследно. Нас, например, учили, что жизненный опыт очень полезен. Как же ты будешь хорошей актрисой, если у тебя все чисто, гладко и без падений?
Когда ты начинаешь, то есть ощущение, что у тебя все впереди. Театр и кино - это замечательные субстанции, и в них существовать очень здорово. Поэтому быть молодой актрисой стоит. Только не надо на этом зацикливаться. Это не должно быть смыслом жизни. Все-таки смысл жизни - это сама жизнь.
 


Наша группа ВКонтакте
Rambler's Top100 Каталог сайтов Яндекс цитирования Находится в каталоге Апорт Женский портал, женских каталог, все для женщин! Gougle.Ru Рейтинг Free-Cat: Управление каталогом.

© 2006-2015 dogileva.sitecity.ru