Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
"Спец по пробам" Татьяна Догилева
 
Автор: Ольга Егорова
Журнал http://www.nashe-kino.ru


Путь Татьяны Догилевой в большое искусство не был таким стремительным и легким, как может показаться на первый взгляд. Бесконечные пробы заканчивались бесконечными отказами. Роли, конечно, были, но все больше эпизодические. Хотя и они не оставались незамеченными. Ведь талант, как и шило в мешке, не утаишь…


ПЕРВЫЙ ОПЫТ
Будучи школьницей, я занималась в школе юного актера при Центральном ТВ (на Шаболовке). В четырнадцать лет меня пригласили в телевизионный детский фильм "Отдать швартовы" про юных моряков. Одного мальчика из нашей студии взяли на главную роль, а меня - в так называемое актерское окружение. Роли как таковой не было, но зато это была моя первая киноэкспедиция. Мы отправились в город Рыбинск, точнее, на Рыбинское водохранилище. Полтора месяца мы там пробыли, и, кроме ужаса, этот первый киноопыт у меня ничего не вызвал. Я была потрясена. Как все девочки, думала, что "кино - волшебный сон, как сладок он", а тут проявились все неприглядные стороны кинопроцесса как то: недружная группа, неуважение к режиссеру, полная недисциплинированность.
В общем, мне не понравилось. Но я подумала, что именно эта группа такая плохая, именно тут нет искусства, только полный бред и безобразие, а на самом деле кино все равно нечто невероятно прекрасное.

ПОСТУПЛЕНИЕ
Руководительница нашей телевизионной студии не советовала мне поступать в театральный, сказав: "Ты, конечно, очень способная, но у тебя трудная внешность. Поэтому жизнь в искусстве у тебя будет нелегкая. Зачем тебе это?" Я даже не помню, обиделась ли я на это, так как к тому времени уже знала, что не красавица, и перестала комплексовать по этому поводу.
Поэтому, как только я услышала, что театральные вузы набирают абитуриентов, то, конечно, несмотря на все свои разумные доводы и отличную учебу в школе, отправилась туда поступать. Сразу во все: ВГИК, МХАТ, Щепкинское, Щукинское… Но меня везде срезали - на первом же туре. Но я все равно хотела "жить и умереть на сцене" и пошла попытать счастья в ГИТИС. Куда меня и приняли.

РОДИТЕЛИ
У родителей была одна идея фикс - высшее образование. Они сами простые рабочие, и им было все равно, в какой институт я пойду, главное, чтобы училась. Когда я поступила в театральный, они этим событием были несколько ошеломлены. Папа сказал: "И чего ты туда пошла? Ты такая умная, тебя бы везде взяли". А у мамы была, конечно, некая гордость. До нее тоже доходили слухи, что я некрасивая, а это был некий реванш перед знакомыми и соседями.

УЧЕБА
Так как ГИТИС в то время был местом непрестижным (по сравнению с Щепкинским, например), "блатных" у нас не было. Мы тоже все были "непрестижные" и напоминали беспородных щенков, которых пустили на собачью площадку и которые в упоении там носятся.
Я долго не могла поверить в свое счастье, боялась, что меня выгонят. И, честно говоря, сначала дела у меня пошли не очень хорошо. Я не понимала, чего все от меня хотят. Но это было на первом семестре. А вот на втором я попала в руки педагога Владимира Наумовича Левертова, который умел обращаться с такими безумными существами. Он отставил всю романтику в сторону и начал с элементарных упражнений. И вот только когда я занялась по настоящему профессией - не глупостями, не впечатлениями от профессии, а самой профессией, тогда уже все пошло нормально.
Мы учились и были абсолютно счастливы. Мы отдавались студенческой жизни на все сто процентов. У нас все было с упоением. И первые романы, и драмы, и победы, и неудачи. Конечно, мы больше играли, чем переживали на самом деле. Но все же… В общем, были совсем дурные от счастья.
На четвертом курсе меня пригласили на главную роль в телевизионный фильм. В сценарии было написано: "Шура Березкина, худенькая девочка с огромными синими глазами..." То есть абсолютно лирическая героиня. К ней я не имела ни малейшего отношения. Я ее, конечно, сыграла, но сыграла ужасно. Если можно сказать "непопадание" - вот это была я в этой роли.
Потом меня позвали в картину под названием "Безбилетная пассажирка" на роль юного штукатура Нинки Бабайцевой. Это был как раз тот период, когда государство велело пропагандировать учебу в ПТУ. В общем, на эту тему был написан сценарий. Качество его оставляло желать лучшего. Сюжет банален: девушка из детдома попадает в бригаду штукатуров, которая не сильно дружная. Туда же попадает и некий "плейбой", я его перевоспитываю, и вся бригада тоже "сдруживается"… Исполнение было чудовищное. В группе царили разброд и шатание. Юрий Георгиевич Победоносцев, режиссер, был человеком пожилым, и все это безобразие он в кучу собрать не мог. Каждый дудел в свою дуду, и все как-то несколько презрительно относились к тому, что они делают. Я старалась как могла, но могла я, честно скажу, не очень. Результат моей работы в этом фильме был таков: когда я поступила в театр "Ленком" к Захарову и ему пришло в голову попробовать меня на роль Марты в картину "Тот самый Мюнхгаузен", он спросил меня: "А могу я посмотреть вас где-нибудь в кино?" - я с гордостью сказала: "Вот - "Безбилетная пассажирка", только что сделана". Он посмотрел эту картину и сказал только: "Как же мне вас жалко". Но пробы все равно сделал. Одни пробы, другие, третьи… После чего была утверждена Лена Коренева. Мне, конечно, было очень обидно.
После того как я сыграла в спектакле "Жестокие игры", меня стали часто приглашать на пробы. Я пробовалась, пробовалась, но меня не утверждали - не знали, что со мной делать, на какую роль меня запихнуть. Это была катастрофа, так как я понимала, что мне в кино не пробиться, а сниматься ужасно хотелось. Тем более что для успешной карьеры кино просто необходимо. Но… вдруг пошли вторые роли - не героиня, а подружка героини. Когда мне приносили сценарий, я, понимая, что первая роль мне не светит, искала вторую и говорила: "Если вы меня на главную не утвердите, я вам вот эту сыграю". И была права. Так все стало складываться удачнее. Райзман пришел на спектакль "Жестокие игры", посмотрел на меня и позвал в свой фильм "Частная жизнь". Казаков пригласил меня в "Покровские ворота", так как артистка, которая должна была сниматься, отказалась, а меня он знал еще по институту. Это, конечно, были роли заметные, но не главные.

ГЛАВНЫЕ РОЛИ
Первая главная роль - фильм "Нежданно-негаданно". Худсовет ни в какую не хотел меня утверждать, но режиссер Геннадий Мелконян путем интриг смог меня оставить. Он дождался отпуска моего главного недоброжелателя и стал меня снимать.
Потом сразу большая роль на "Молдовафильм" - "Вам телеграмма", а потом уже "Блондинка за углом" Бортко Владимира Владимировича.
С этой ролью получилась мистическая история. Мне о ней сам Бортко рассказал. Отбор актрис на роль главной героини был очень серьезный. Режиссер по всем театрам искал "безумно красивую, безумно талантливую артистку". А в это время у Владимира Владимировича папа (провинциальный режиссер) был очень-очень болен. И вот он звонит сыну и хриплым голосом говорит: "Я знаю, кто тебе нужен. Дюгилева". И Бортко начал искать Дюгилеву. А по телевизору как раз прошел телевизионный фильм-спектакль "Гренада". Там-то он меня и увидел.
Первые пробы были неудачные. Я к тому времени была спец по пробам и играла то, что хотела, а не то, о чем просил режиссер. Все равно ведь не утверждают… Но, надо отдать должное Владимиру Владимировичу, он настоял на вторых пробах. Я поехала, сыграла то, что он хотел. Руководство "Ленфильма" смотрело на все это с изумлением. Они меня как-то не представляли в роли главной героини. Это для них было полной неожиданностью. Для меня, честно говоря, -тоже. Мне, конечно, очень хотелось играть эту роль, но, поскольку там опять была написана безумная красавица, неземной ангел, то у меня были подозрения, что меня вряд ли утвердят на эту роль. Но… спасибо Бортко.
Это была адская съемка, потому что мы все время переснимали. Владимир Владимирович, конечно, безумно талантливый человек. Но насколько он талантливый, настолько же у него отвратительный характер. Это все знают. Иногда он бывал невыносим. Как человек очень амбициозный, он хотел снять шедевр. Но мешало идеологическое начальство, которому не нравилось, что в сценарии есть отрицательные с их точки зрения персонажи, поэтому заставляли все переснимать. И мы раза по три каждую сцену переделывали. Поэтому выпали из графика. Потом прошел слух, что фильм пойдет "третьим" экраном и что его никто не увидит. В общем, все были очень нервные, все друг другу надоели до смерти. Я позволяла себе огрызаться на Бортко и делать ему какие-то сногсшибательные заявления. В тот момент он меня называл змеей. Честно скажу, если бы не Миронов, не знаю, чем бы это все закончилось. Андрей был человеком мудрым и опытным, с легким отношением к жизни. И он часто разряжал эту атмосферу невыносимую …
Но кинематограф такая странная вещь - успех все искупает. Мне казалось, что я с Бортко больше никогда в жизни общаться не буду, такое он чудовище… Тем не менее сейчас я к нему испытываю очень нежные чувства и очень радуюсь его успехам. Его честолюбивые планы осуществились, он теперь классик отечественного кино, снял "культовые", как сейчас говорят, фильмы. Одно "Собачье сердце" чего стоит.

ПАРТНЕРЫ
С партнерами мне сразу как-то везло. В "Частной жизни" я снималась с Михаилом Александровичем Ульяновым, Ией Сергеевной Саввиной. Я много слышала о ее ужасном характере, но была так счастлива, что меня взяли сниматься, что ни на что не обращала внимания. (Я много слышала о ее ужасном характере, но была так счастлива, что меня взяли сниматься, что ни на что не обращала внимания) Когда меня выбрали в правление ВТО, я прибежала на площадку и говорю: "Представляете, меня выбрали в правление ВТО!" На что Ия Сергеевна сразу отреагировала в своем стиле: "Ну, правильно, я умная, Вертинская - красивая, а с тобой что делать? Поэтому тебя в правление и выбрали". Но я не обиделась, а, наоборот, была в полном восторге.
Я не столько снималась, сколько наблюдала. И наблюдала с счастьем, с упоением. Я в этом мире, в кругу этих небожителей... Меня совершенно потряс Михаил Александрович Ульянов. У него же был очень серьезный образ: председатель, герой. А он был абсолютно домашний. Райзману прямо в павильоне построили комнатку отдыха, и Михаил Александрович ходил там в тапочках, варил чай, кофе.
В фильме "Вакансия" вообще было созвездие: Екатерина Васильева, которая была моим кумиром, Олег Табаков, Ролан Быков. Я их не воспринимала как партнеров, я считала, что меня просто пустили посмотреть на небожителей. Я их искренне обожала.
Но самые лучшие отношения у меня сложились с Юрой Богатыревым после "Нежданно-негаданно". Он был милейшим, интеллигентнейшим человеком с большим чувством юмора. Мы подружились ужасно. Вплоть до того, что, когда он уезжал на гастроли, мы писали друг другу письма. А после съемок ходили все время в обнимочку, и даже прошел слух, что мы поженились… (После съемок мы ходили все время в обнимочку, и даже прошел слух, что мы поженились…) Он был очень хорошим человеком. Изумительный актер, может быть, слишком зацикленный на работе, жизнь вне работы ему была малоинтересна.
С талантливыми людьми вообще очень интересно общаться - это же другие планеты. Их необычное восприятие жизни, необычные поступки, действия - все это завораживает и очень привлекает. Чем больше времени проводишь с талантливым человеком, тем больше обогащаешься. Юра, конечно, дал мне много. Ну и, конечно, Андрей Александрович Миронов, работа с которым - невероятная радость. Человек, который любил жизнь и умел жить. Он безумно любил свою профессию, но и жизнь любил не меньше. Любил красивую одежду, красивых женщин, красивые рестораны, поэзию, музыку и отдавался каждому направлению со страстью. Нашему поколению таких мужчин не досталось, к сожалению.

КУМИРЫ
Я обожала всех хороших актрис. Может быть, даже подсознательно копировала их манеру поведения в жизни. От всех брала понемножку. В одной нравилось одно, в другой - другое. Но вообще идеалом для меня и моего поколения были Марина Неелова и Лена Коренева. Они первые внесли "открытый нерв" в актерскую игру. Чистое проявление отрицательных эмоций, существование на самом высоком градусе. Плач, истерика - нам это очень нравилось. Нравилось так, что при каждом удобном случае мы старались устроить какую-нибудь истерику в роли.

ПОЖЕЛАНИЕ
Начинающей актрисой быть трудно. Первые неудачи, первые оскорбления, первые предательства… Но ведь ничто не проходит бесследно. Нас, например, учили, что жизненный опыт очень полезен. Как же ты будешь хорошей актрисой, если у тебя все чисто, гладко и без падений?
Когда ты начинаешь, то есть ощущение, что у тебя все впереди. Театр и кино - это замечательные субстанции, и в них существовать очень здорово. Поэтому быть молодой актрисой стоит. Только не надо на этом зацикливаться. Это не должно быть смыслом жизни. Все-таки смысл жизни - это сама жизнь.
 


Наша группа ВКонтакте
Rambler's Top100 Каталог сайтов Яндекс цитирования Находится в каталоге Апорт Женский портал, женских каталог, все для женщин! Gougle.Ru Рейтинг Free-Cat: Управление каталогом.

© 2006-2015 dogileva.sitecity.ru